Сургут ждет экономическая революция

ЮграСтройИнфо

Власти Сургута, недовольные менеджментом совхоза «Северное», обдумывают пути выхода из кризиса, в котором оказался СГМУП и вследствие которого резко упали объемы его производства. А вот что делать с городской системой автоперевозок, — вопрос, что называется, из серии на засыпку:

 нынешние 16-50 за проезд уже давно стали «неактуальными», а взвинчивать цену до, скажем, 28 руб (как в Москве) — политическое самоубийство. Мы встретились с директором департамента по экономической политике Сургута Владимиром Базаровым, чтобы узнать у него, выбрался ли город из кризиса, а также о судьбе ряда ключевых муниципальных и не только предприятий. Прямо сказать, некоторые ответа респондента нас немало удивили. Сегодня мы выкладываем первую часть интервью.

— Сургут полностью выкарабкался из кризиса?

— Если подводить итоги первого полугодия, то можно сказать, что восстановились практически все отрасли. Исключение составляют, в частности, пищевая переработка и сельское хозяйство.

— Вы об убытках «Северного»?

— СГМУП «Северное» является планово-убыточным. Однако особенностью текущего года являются не столько убытки, сколько снижение, и существенное, производственных показателей. Так, производство овощей составило 72% (к аналогичному периоду прошлого года —авт.), а мяса и вовсе — всего 67%.

— В чем причина?

— В самом «Северном» говорят о недостатке оборотных средств, вследствие чего они не смогли вовремя пополнить стадо крупного рогатого скота и закупить корма для свинофермы, а также удобрения для овощей. По моему же мнению, там не все в порядке с менеджментом.

— К теме убытков и субсидий. Еще в 2008 году тогдашний полпред президента в УрФО Петр Латышев сказал, что, коли уж совхоз приносит убытки, то, может быть, и нет смысла вкладывать в него бюджетные средства. В конце концов, Сургут ведь не испытывает дефицита ни в мясе, ни в овощах, которые завозят с других регионов.

— Дефицита, согласен, нет, однако в вопросе с «Северным» есть не только экономическая составляющая. Основным покупателем продукции у них выступает Комбинат школьного питания. Таким образом, сургутские школьники получают возможность потреблять свежие овощи и качественное мясо. И это очень важно сегодня, когда рынок изобилует заморским продуктом, не всегда понятным с точки зрения гарантированного качества. Так что удержание «Северного» на плаву — это задача с социальным подтекстом. Хотя, повторюсь, по экономической логике его действительно следовало бы давно закрыть.

— Значит, совхоз будет субсидироваться и дальше?

— Как раз сейчас возможными перспективами по этому предприятию занимается департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургута. Каким будет принято в конечном счете решение, пока говорить рано. Однако путей здесь не так много. Один из возможных вариантов — за счет окружной программы произвести модернизацию оборудования, разобраться с затратами и снизить потери. Но прежде всего, думаю, надо все же наладить менеджмент. Ведь сегодня, скажем, в Сургутском районе есть несколько уже достаточно мощных фермерских хозяйств, поставляющих свою продукцию в магазины города и района — то же мясо, молоко. Значит, и в условиях Севера можно сельскохозяйственное предприятие сделать прибыльным, если будет грамотное управление.

— А как складывается ситуация с другими СГМУПами — хлебозаводом и СПОПАТ?

— С хлебозаводом вообще все хорошо. Сегодня на его долю приходится порядка 95% рынка хлеба и хлебобулочных изделий. Причем предприятие благодаря эффективному менеджменту работает без убытков. Со СПОПАТом ситуация несколько иная. Во-первых, он акционирован, хотя городу принадлежит 100% компании. Во-вторых, здесь хоть и тоже эффективное управление, предприятие работает с убытками, которые компенсируются за счет субсидий. Кстати, в текущем году мы делали анализ, который показал, что, в пересчете на пассажиро-место, именно субсидии в СПОПАТ являются самыми эффективными.

— И тем не менее, предприятие работает с убытками…

— Чтобы оно работало без убытков, цена проезда должна быть другой. Сегодня билет в Сургуте стоит 16-50, а должен бы несколько больше.

— Вы делаете, прямо скажем, непопулярное заявление.

— Со своей стороны администрация ищет пути, которые бы позволяли предприятиям в сфере автоперевозок чувствовать себя в коммерческом смысле увереннее. Скажем, еще в 2009 году мы снизили ставку по единому налогу на вмененный доход (применяется к субъектам малого бизнеса —авт.) сразу на 40% — с 0,5 до 0,3. Однако этого недостаточно.

— Еще в 2006 году в одном из интервью представители компании-перевозчика заявляли мне, что цена проезда в Сургуте должна быть на уровне 25 рублей. Когда вы говорите о том, что билет «должен стоить несколько больше», о какой цифре идет речь?

— Не хочется делать никаких революционных заявлений, но я знаю, что в правительство округа от торгово-промышленной палаты Сургута было направлено письмо, где излагалась суть вопроса, откуда следует, что цена за проезд в 16-50 рубля не является актуальной. В Москве, скажем, уровень доходов не выше, чем у нас, а проезд стоит 28 рублей. Я знаю, что округу озвучивались предложения повысить цену за проезд до 21 или 22 рублей.

— Это больно ударит по сразу нескольким категориям пассажиров.

— Оставив ситуацию без изменений, мы рискуем уже обозримой ситуации лишиться автопарка. Или значительно повысить размер выделяемой перевозчикам субсидии. А ведь эти деньги можно было направить на другие цели. Скажем, на развитие дорог. 

Источник: пресс-служба Юграстройинфо


Вам необходимо зарегистрироваться на сайте для того, чтобы получить право оставлять отзывы и комментарии.

Вход для пользователей




Все права защищены © 2010-2016 ООО РИА «Магелан» г. Сургут