Квартиры и коммунальные услуги в Сургуте будут стоить дешевле

ЮграСтройИнфоДешевая коммуналка в России давно перестала быть реальностью, окончательно и бесповоротно обретя черты недостижимой мифичности. Между тем, тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны и, главное, могут быть ниже.

Когда в середине 2000-х после многочисленных публичных разносов премьер Фрадков уволил своего зама Яковлева (не очень «жалуемого» тогдашним президентом Путиным), курирующим в том числе вопросы реформирования ЖКХ, всем вдруг показалось: вот оно, коммунальное счастье, маячит на горизонте. Владимир Яковлев хоть и считался крепким хозяйственником (еще с губернаторства Санкт-Петербурга), но проводимая им реформа жилищно-коммунальной отрасли желаемых результатов не принесла. Износ основных фондов нарастал, перевалив в среднем по стране за 70%, а обещанного разгосударствления, по факту, так и не случилось, ввиду чего частный инвестор отрасль по-прежнему и старательно обходил стороной.

Таким образом, заочная дуэль реформаторов «Яковлев – Чубайс» первым была проиграна вчистую. Чубайса граждане склоняли как могли, но благодаря его реформаторским идеям электроэнергетика по крайней мере дождалась больших частных инвестиций, ежегодный объем которых превышает сотни миллиардов рублей.

Впрочем, с увольнения Яковлева прошло уже больше пяти лет, а коммунальный воз, как говорится, и ныне там, на том же месте. Нынешним кураторам отрасли далеко уйти от своего предшественника не удалось. Трубы и прочее оборудование ветшает, цены на услуги растут при неизменном качестве, а обещанной еще восемь лет назад (кстати, до прихода Яковлева в правительство) конкуренции в отрасли нет до сих пор. Как следствие – мы, потребители, покорно вынуждены оплачивать из своего кармана все то, что коммунальщики считают «обоснованными» тратами, необходимыми для оказания нам услуг. Причем подается эта «обоснованность» под таким соусом, что несведущий «комар» и носа не подточит.

Но – от общего к частному. Конкретный пример. В крупнейшем городе Югры, Сургуте, сегодня реализуется инвестиционная программа «Развитие систем водоотведения», рассчитанная на 2009-2018 годы. Общая капиталоемкость документа составляла (до решения Думы города от 15 июня) около 1,9 миллиарда рублей. Мы не будем сегодня останавливаться на всех мероприятиях, прописанных в программе, и скажем лишь об одном из них, а именно «Проектирование и строительство сетей водоотведения внутри микрорайонов до границ земельных участков».

Согласно приложению №2 указанного документа, эти сети вместе с процентами по кредитам и налогом на прибыль должны были обойтись налогоплательщику в 520 миллионов рублей. «Должны были» - потому что разработчики программы эту цифру несколько скорректировали, причем не за счет удешевления тарифов. Но – обо всем по порядку.

Чтобы понять недоумение застройщиков, они сами предлагают ответить на вопрос, что из себя вообще представляют «сети водоотведения внутри микрорайонов». Когда администрация города выставляет на аукцион микрорайон для застройки, то вся площадь, как правило, делится на участки (комплексная застройка – разговор отдельный). Один участок достается компании «Х», второй и прочие – их коллегам. Микрорайон, естественно, прилегает к дороге. Застройка всего микрорайона идет поэтапно, при этом вначале застраиваются самые близкие к дороге участки. Почему? Вот тут и начинается самое интересное.

Дело в том, что выигравшая участок компания «Х», кроме строительства непосредственно жилья или соцкульбыта, строит и инженерию, те самые прописанные в инвестпрограмме «сети водоотведения внутри микрорайонов». По действующему законодательству, эти сети застройщик может эксплуатировать сам, а может передать в хозведение Горводоканалу. А теперь, как говорят в известном интеллектуальном шоу, «внимание: вопрос» - если застройщик проложил внутриквартальные сети за свои деньги, да еще и потом передал эти трубы в собственность некоему муниципальному предприятию, то о каких миллионах идет речь в инвестиционной программе?

Однако погодите удивляться, дальше – больше. В обозначенных выше миллионах, прописанных в инвестпрограмме под «внутрикварталку», за минусом процентов по кредиту и налога на прибыль выходило 374 миллиона, которые, правда, потом были скорректированы до 240 млн. (с учетом налога на прибыль и без учета процентов по привлекаемому кредиту), при этом сама инвестпрограмма была «ужата» до 976 млн/руб.

В качестве обоснования затрат чиновники вывели некую величину – среднюю стоимость прокладки одного погонного метра сетей, а именно 41 тысяча рублей. Обоснование этого норматива содержится в письме и.о. директора департамента городского хозяйства администрации Сургута Валерия Кощуга, написанного на председателя гордумы Бондаренко и мэра Попова. В этом же письме Кощуг, обосновывая указанную 41 тыс/руб за погонный метр, ссылается на муниципальный контракт №14/206 от 03 мая 2006 года.

Строители разводят руками: в действующем законодательстве о формировании нормативов говорится не о муниципальных, а о федеральных стандартах. «Откуда у разработчиков программы взялась эта 41 тысяча рублей – не понятно. Эта цена завышена в три, а то и четыре раза!» – восклицает в беседе с нами Владимир Карнов, заместитель директора ЗАО «Сибпромстрой», одного из крупнейших застройщиков в Югре.

Объекты, которые будут построены в рамках реализации указанной выше инвестпрограммы отойдут в собственность муниципальному образованию и будут переданы в хозведение муниципальному же предприятию «Горводоканалу». И опять возникает вопрос: если СГМУП не будет строить эти сети, а возьмет их в хозведение, то о каких 240 миллионах идет речь в инвестпрограмме?

«Весьма странно, рассчитывая параметры инвестиционной программы, брать за основу некую усредненную величину стоимости одного погонного метра сетей канализации, - недоумевает президент Ассоциации строительных организаций Сургута и Сургутского района Алексей Сафиоллин. – Ведь эта величина зависит от целого ряда факторов. Скажем, места расположения объекта, условий прокладки, применяемых технологий и материалов, диаметра трубы и так далее. Поэтому в каждом конкретно проекте цена погонного метра выходит разной».

Глядя на эти цифры, застройщики разводят руками: с чего берется такая дороговизна?! «Абсолютно согласен с президентом АСО – проект проекту рознь. Где-то погонный метр будет стоить дороже, где-то дешевле, - констатирует Владимир Карнов. – Поэтому выводить усредненку не корректно. Но мы никак не можем понять и другого. Почему у Горводоканала выходит такая высокая стоимость строительства сетей? Ведь это все в дальнейшем ложится бременем на потребителя, который за уже купленное жилье оплачивает коммунальные услуги по завышенным ценам».

При этом Карнов утверждает, что цена погонного метра внутриквартальных сетей канализации с использованием чугунной трубы (практически, самый дорогой материал), может обходиться в шесть с небольшим тысяч рублей. Таким образом, разница между нормативом, используемым в инвестпрограмме с подачи департамента городского хозяйства, и приводимыми независимыми экспертами цифрами, - до 700 процентов! «Инвестпрограммы с подобными, завышенными нормативами крайне негативно влияют на развитие территории, - подчеркивает Алексей Сафиоллин. – Это создает административный барьер с коррупционной составляющей, и отталкивает инвестора».

По мнению Сафиоллина, Сургуту необходимо вносить изменения в инвестиционные программы через решения городской Думы. Соответствующий запрос на депутатов Гордумы, а также на мэрию с просьбой о пересмотре инвестпрограммы от Ассоциации строителей уже поступил. Будем ждать реакции народных избранников и чиновников.

 

Источник: пресс-служба Юграстройинфо

Вам необходимо зарегистрироваться на сайте для того, чтобы получить право оставлять отзывы и комментарии.

Вход для пользователей




Все права защищены © 2010-2016 ООО РИА «Магелан» г. Сургут